Образовательная деятельность и дополнительное образование
О направлении
Психолого - педагогическая реабилитация осуществляется совместно с медицинскими специалистами, работа в команде с четкой согласованностью и координированностью действий, обеспечивает системный подход в реализации целей сформированных с учетом индивидуальных особенностей детей в зависимости от нозологии.
В учреждении проводятся различные формы психолого-педагогической коррекции с детьми раннего возраста, группы риска и с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. На основании углубленного комплексного психолого-педагогического обследования, составляется индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы.
В своей работе узкие специалисты используются диагностические методики и скрининг диагностики:
- KID- RCDI 2000;
- психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста Е.А. Стребелевой;
- методика Э.Джин Айрес, предназначенные для проверки наличия нарушений обработки сенсорной информации;
- скрининговая анкета для родителей по выявлению риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста, разработана в отделе детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ (Иванов М.В., Симашкова Н.В., Балакирева Е.Е., Никитина С.Г., 2023);
- M-CHAT-R — тест на первые признаки аутизма у ребенка;
- VB-MAPP –программа оценки навыков детей с РАС;
- показатели нервно-психического развития детей раннего возраста разработанные К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Фрухт Э.Л.
В своей работе педагоги-психологи используют:
- «Систему альтернативной коммуникации с помощью карточек «PECS», коммуникативные доски;
- Комплекс упражнений «Инклюзив», «Снятие стресса»;
- Методика «Дары Фребеля»;
- Оборудование для сенсорной интеграции «Дом СОВЫ»;
- Интерактивный «Сенсорный стол»;
- Реализуется программа по формированию навыков жизненной компетенции;
- Занятия в сенсорной комнате «Снузлин»;
- «Развивающий интерактивный пол».
Учитель-дефектолог осуществляет коррекционно-развивающую работу по следующим направлениям:
- педагогика М.Монтессори;
- методика «Дары Фребеля»;
- экскурсии;
- занятия на планшетном компьютере «MONSTER PAD»;
- «Зоотерапия» в комнате психологической разгрузки;
- «Гардентерапия» в «Зимнем саду»;
- Методика Прикладного анализа поведения (структура ABA)
Учитель-логопед проводит динамическое наблюдение и контроль за состоянием речи детей с целью раннего выявления отклонений в речевом развитии, используя методики Разенковой Ю.А., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н.
В коррекционно-развивающей работе используются современные технологии:
- набор логопеда «Инклюзив», состоящий из логопедического оборудования и интерактивных дидактических материалов «Инклюзив ЛОГО». Набор логопеда «Инклюзив» состоит из четырёх модулей, расположенных в транспортабельном стеллаже на колёсиках:
- Модуль «Логопедия».
- Модуль «Логопедический тренажёр „Инклюзив Лого“».
- Модуль «Снятие стресса».
- Модуль «Взаимодействие и коммуникация».
- профессиональный стол логопеда «LogoEdu», а также «Логопедический тренажёр „Инклюзив Лого“ имеют программное обеспечение «Мерсибо», на котором представлены игры для развития речи, моторики и мышления, обучения счёту детей от 2 лет. Доступны программы «Логостарт» и «В помощь логопеду 3в1», содержащие в себе более 100 игр.
Инструктора физической культуры работают по адаптивной физической культуре с детьми, имеющими статус ОВЗ, на своих занятиях используют необходимые спортивные и плавательные оборудования и инвентарь, предназначенное для занятий в комплексе «Непоседа» и бассейне, что способствует восстановлению физических способностей, улучшению коммуникативных навыков, эмоционального состояния детей, преодолению психологических и физических барьеров, предотвращению развития ряда заболеваний, укреплению иммунной системы, улучшению кровообращения.
В учреждении реализуются программы по дополнительному образованию:
- «Веселые ладошки» программа по развитию мелкой моторики детей. Актуальность Программы «Веселые ладошки» заключается в том, что она выполняет функции коррекции и развития. Занятия в кружке развивают уже имеющиеся способности у обучающихся в плане интеллекта, творчества, физические способности, а также корректируют развитие при некоторых отклонениях.
- «Танцуй малыш» программа развития музыкально-ритмических способностей детей. Танцевальные занятия влияют на формирование психических функций, способствуют развитию концентрации внимания, скорости реакции, укреплению разных групп мышц, способствуют оптимизации психоэмоционального состояния детей, помогая снимать напряжение в танце, получать удовольствие радость.
Большое внимание уделяется работе с родителями. В рамках «Школа активного родителя» специалисты центра ранней помощи и отделения медицинской реабилитации организуют следующие формы взаимодействия с родителями:
- Индивидуальные и групповые занятия с родителями и их ребёнком (видео-мониторинг (скрининг-оценка), домашние задания, рекомендации и памятки, онлайн-взаимодействие);
- Информационно-просветительская (родительский лекторий, супервизии, страница узких специалистов на сайте);
- Консультативно-рекомендательная (индивидуальные и тематические консультации, анкетирование RCDI);
- Культурно-оздоровительная (концерты, конкурсы);
- Патронаж (Выездной консультативный пункт, онлайн-практикумы, супервизии).