Медицинская реабилитация
О направлении
Медицинская Реабилитация в доме ребенка направлена на коррекцию выявленных нарушений.
Мультидисциплинарная команда специалистов в составе врачей педиатров, неврологов, врача по лечебной физкультуре, врача физической и реабилитационной медицины, клинического психолога, логопеда, дефектолога определяет:
• исходную оценку состояния больного и степень нарушения функций;
• реабилитационный потенциал;
• формулирует реабилитационный диагноз в категориях МКФ составляет индивидуальный план реабилитационных мероприятий;
• проводит анализ проблемы каждого больного индивидуально;
• вырабатывает конкретные реабилитационные цели (краткосрочные и долгосрочные) и задачи медицинской реабилитации; Цели соответствуют принципу SMART: они быть специфичными (Specific), измеримыми (Measurable), достижимыми (Achievable), реалистичными (Relevant) и определенными во времени (Time-bound).
• мультидисциплинарная бригада планирует этапы достижения целей, планы занятий.
• оценивает эффективность реабилитационных мероприятий не реже 1 раза в неделю и проводит мониторинг достижения целей реабилитации.
• формулирует реабилитационный прогноз пациента;
• формирует рекомендации по подбору индивидуальных технических средств реабилитации
• направляет детей из групп высокого риска на занятия со специалистами: дефектологами, логопедами, психологами, специалистами по адаптивной физкультуре.
Шкалы, используемые для оценки реабилитационного потенциала:
- Шкала реабилитационной маршрутизации (ШРМ)
- МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) МКФ является классификацией доменов, используется как универсальный язык для общения специалистов занимающихся реабилитацией. Одним из главных условий эффективного использования МКФ является работа в мультидисциплинарной команде.
- GMFCS (система классификации больших моторных функций при церебральном параличе- 1-5 уровни)
- MACS (система классификации мануальных способностей для детей и подростков с ДЦП- 1-5 уровни)
- Система классификации функции питья и питания ( EDACS)
- Модифицированная шкала Эшворта
- Модифицированная шкала Тардье
- Шкала оценки функции передвижения (FMS)
- Система классификации функции общения (CFCS)
- Оценка болевого синдрома: до 1 года Шкала оценки боли у новорожденных/ детей до 1 года (NeonatalInfantPainScale, NIPS); до 3 лет: Поведенческая шкала (FLACC Scale); От 3 до 7 лет: Рейтинговая шкала Вонга-Бейкера оценки боли по изображению лица (Facescale); Цветная шкала Эланда (Elandbodytool).
1. Проводиться углубленная оценка функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка, оценка всех аспектов развития ребенка. В ней принимают участие врачи: невролог, психиатр, педиатр, врач ФРМ, врач - ЛФК, психолог, дефектолог, логопед. Составляется план обследования ребенка.
2. Программа реабилитации включает, в себя: медикаментозное лечение, индивидуальную программу двигательной реабилитации (массаж, лечебная физкультура, оздоровительное плавание, применение технических средств реабилитации), физиотерапевтическое лечение (электрофорез, СМТ, фототерапия, теплолечение, лазеротерапия, цветотерапия, ароматерапия, кислородные коктейли, водолечение, спелеоклиматотерапия), психолого-педагогическую и логопедическую коррекцию, формирование индивидуальных заданий для домашнего выполнения, работу психолога с родителями.
Целью комплексной реабилитационной работы мультидисциплинарной команды специалистов является содействие развитию мобильности, познавательной активности и речи, эмоциональному развитию и социализации ребенка. Проводятся индивидуальные занятие в комнате М.Монтессори педагогики, сенсорной комнате «Снузлин», комнате психологической разгрузки, зимнем саду.
Логопедический кабинет оснащен тренажером «Дельфа 142 М», компьютерной программой «Говорим правильно», набором логопедических шпателей и зондов, комплектом оборудования «Речевой калейдоскоп».
Для коррекции тяжелых нарушений речи используется процедура транскраниальной микрополяризации, система аудиокоррекции «Рулисен» для групповых и индивидуальных занятий.
Занятия лечебной физической культурой проводятся инструкторами ЛФК под наблюдением и согласно назначениям врача по лечебной физкультуре с использованием тренажеров для развития различных мышечных групп - велотренажера, беговой дорожки, фитболов, тренажеров для развития координации и баланса, на виброплатформе «Галилео», стабилотренажере, параллельных брусьях для обучения ходьбе, тренажере Гросса, в лечебных костюмах - «Гравистат», «Адели», «Атлант». Применяются различные виды массажа (классический, сегментарный, точечный, склеромерный, дренажный и по методике Кастильо Моралеса при речевых нарушениях), кинезиотейпирование.
Физиотерапевтические процедуры проводятся по назначению врача-физиотерапевта:
- светолечение, электролечение, магнитотерапия, парафинотерапия, микрополяризация, биоакустическая коррекция, ароматерапия с эфирными маслами пихты, кедра, фитотерапия- фитоингаляции, витаминные напитки, неингаляционная оксигенотерапия (кислородные коктейли). Спелеоклиматотерапия, (Соляная комната).
- гидрокинезотерапия: оздоровительное плавание в бассейне, гидромассажная ванна «Уточка».
- для маловесных и недоношенных детей широко используется «Сухая иммерсия».